Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 12

Шрифт Яндекса — Yandex Sans

«Яндекс» 23 апреля на конференции «Я.Субботник для дизайнеров» представил собственный шрифт Yandex Sans. Компания намерена использовать шрифт только в собственных продуктах и не рассматривает вариант продажи лицензий на него, рассказали vc.ru в «Яндексе».

Шрифт разработали дизайнеры Илья Рудерман, который делал шрифты для издания «Афиша», и Кристиан Шварц, работавший над системой начертаний для The Guardian. Команда работала над Yandex Sans два с половиной года. Стоимость разработки шрифта в «Яндексе» не уточнили.

В своей презентации Рудерман и Шварц объяснили необходимость создания шрифта нехваткой возможностей Arial и Textbook, которые использовались «Яндексом» до этого. Кроме того, «разумнее инвестировать в свой шрифт, чем платить за лицензии», говорится в презентации.

Директор по дизайну «Яндекса» Константин Горский в разговоре с vc.ru сказал, что в компании «давно почувствовали, что не хватает технических и выразительных возможностей шрифтов, которыми мы пользовались». По его словам, Yandex Sans соответствует техническим требованиям любой среды, а также выражает ценности компании.

Yandex Sans, с одной стороны, соответствует всем техническим требованиям — он хорошо читаем, разборчив и подходит для использования в любой среде, будь то веб, смартфон, часы или наружная реклама. С другой, выражает наши ценности: открытость, технологичность с человеческим лицом. Он современный, нейтральный и достаточно узнаваемый.

— Константин Горский, директор по дизайну «Яндекса»

Старый шрифт (Arial)3fc46de67c29a0.pngНовый шрифт (Yandex Sans)

В презентации дизайнеров говорится, что шрифт Arial в целом хорош, но у него есть «проблемы с читабельностью, и он безнадёжен для брендинга из-за распространённости». Ещё одна проблема Arial, по мнению авторов нового шрифта, в том, что он «обладает плохой кириллицей». «Многие из его пропорций, форм и деталей странны», — говорится в презентации.

Шрифт Textbook New, который компания использует в коммуникациях и рекламы, «многими воспринимается как очень добрый и тёплый, но несколько старомоден, а нам хотелось бы обрести более современное звучание», говорится в презентации.

Варианты написания шрифтами различных компаний; сверху вниз: Yandex Sans, Segoe (Microsoft), San Francisco (Apple), Roboto (Google)

На данный момент шрифт используется только на странице «О компании» и в Yandex Launcher для Android. Компания планирует постепенно переводить на него свои интерфейсы, однако, по словам Горского, это не очень быстрый процесс. «Шрифту ещё только предстоят «боевые» тестирования, поэтому о том, насколько широко мы будем его использовать, пока говорить рано», — пояснил он.

#новость#яндекс#шрифты#Yandex_Sans

e36553c3109f410c0c47338e1d1b803e.png 23 апреля 2016 на Я.Субботнике для дизайнеров мы анонсировали наш собственный шрифт Yandex Sans. Мы работали над ним два с половиной года и очень счастливы наконец поделиться результатом. В этом посте я расскажу о том, зачем мы всё это задумали, как происходила работа, что получилось в результате и что будет дальше. Пост написан по мотивам нашего рассказа на Субботнике.

Зачем вообще думать о шрифте?

Сразу попрошу прощения у читающих этот пост дизайнеров, так как местами буду говорить об очевидных для нас вещах. Среди читателей немало недизайнеров, так что начну издалека. Шрифт  —  это один из базовых «голосов» графического дизайна наравне с цветом, формой и т. д. Шрифт влияет на то, как воспринимается информация, им набранная. У Джона Маэды в его лекции на TED я подсмотрел очень наглядный способ это продемонстрировать. Это история о форме и содержании. Давайте возьмем некоторое содержание и попробуем, зафиксировав его, менять форму. Пусть нашим содержанием будет хорошо известный девиз Яндекса — «найдётся всё». Вот как он выглядит, набранный Букварной гарнитурой — шрифтом, который мы используем для коммуникаций:b0a48971a977447fd7fd951658e4f952.png Так обычно и говорит Яндекс. Это наше сообщение, произнесенное нашим же голосом. * * * А что, если бы мы использовали для этого же содержания вот такой шрифт?3e67a383940b181da84aec8e2ab8ed1d.png Согласитесь, выглядит неубедительно. Едва читается. Слишком по-дизайнерски. Найдутся дизайнеры, хипстеры и смузи. Но совсем не всё. * * *3b4299149344b5b9946164b820f569d8.png Вот это уже серьёзное заявление. Такое могло бы подойти для распродажи в «Ашане» или в «Из рук в руки». Налетай, покупай! * * * А если так?227beb22178af3b4e99d588e0e96de1a.png Это уже какое-то луркоморье, а может даже и вовсе днище интернета. Найдутся все приколы, бесплатно, без смс. * * *68be66873f45d32a41a4861e6ea476b5.png Этот вариант больше похож на свадебное приглашение. А может быть, на меню в дорогом ресторане. Найдутся все устрицы, трюфели и шампанское. * * * А ведь можно и вот так:f5d9082a693ea2fa73f8fbacdd2a3cb7.png Мне кажется, это что-то вроде автозаправки с магазином. Найдётся всё: омывайка, ключи с домкратами, да и перекусить можно недорого. Получается, что одно и то же содержание, заключенное в разную форму, может передавать совсем разный смысл. Вот почему задача выбора подходящего шрифта очень важна. Шрифт должен правильно подчеркнуть содержание, помочь ему раскрыться, не исказившись.

А что и как сейчас говорит Яндекс?

Тарас Шаров, руководитель группы прототипирования новых продуктов и один из авторов программы нашей Школы дизайна, в течение месяца записывал фразы, которые чем-то цепляли его в наших продуктах и коммуникациях. Получилась очень наглядная подборка именно нашего языка, нашего стиля и нашего голоса. Вот, например, типичные представители наших интерфейсных фраз, набранные Ариалом:54d63b5d6ed710103e01a64b41d08f60.pngКстати, Влад Головач рассказал, что, по его мнению, по-русски правильно называть этот шрифт Ариэль, так как изначально он был назван созвучно с персонажем «Бури» Шекспира. Но я пока, с вашего позволения, продолжу писать «Ариал». Вообще, Ариал должен быть хорошо знаком читателю. И да, именно этот шрифт мы используем в наших веб-интерфейсах сегодня:c80e060ce9246b1dd45aa8c716998419.png Почему именно Ариал? Дизайнерам должна быть хорошо известна его история. Ариал базируется на пропорциях и рисунке букв Гельветики, одного из самых знаменитых и даже культовых шрифтов XX века. Гельветика появилась в 1957 году под именем Neue Haas Grotesk. Если по какой-то причине вы пропустили фильм Helvetica, обязательно посмотрите хотя бы этот трейлер (а лучше фильм целиком, конечно): Это гарнитура, которую можно увидеть почти в любой момент почти в любой точке мира. На ней основан визуальный язык бесчисленного количества брендов. Одним словом, живая классика. Когда Microsoft в 80-х выбирали шрифт для своей операционной системы Windows, они по какой-то причине решили не платить за лицензию на Гельветику, а вместо этого попросили компанию Monotype сделать для них собственную версию этой гарнитуры. Так появился Ариал  —  «гельветика для бедных» по меткому выражению кого-то из наших шрифтовых дизайнеров. Не буду здесь углубляться в сравнение Ариала и Гельветики. Любой желающий без труда убедится, что они действительно очень близки:2b3176e343f3867159b4f545f7c4a12b.png<font>Слайд Кристиана Шварца показывает наложение Ариала и Гельветики</font> Неоспоримыми достоинством Ариала являются ареал его распространения — он предустановлен почти в каждом компьютере — и огромный набор символов, содержащий буквы всех мыслимых алфавитов и вообще почти всё, что только можно придумать: например, знак рубля. В остальном у дизайнеров всегда было много вопросов к Ариалу:

  • Пропорции и рисунок букв местами вызывают вопросы — особенно в кириллице, многие буквы которой выглядят откровенно странно.
  • Нет вариаций насыщенности (то есть толщины линий букв). Только обычный и жирный (отдельно существует еще Arial Black). Для современных интерфейсов этого уже не хватает, нужны разные степени насыщенности, легкие тонкие начертания, полужирные и т. д.
  • Плохая читаемость в мелких кеглях. Из-за закрытого рисунка букв в размерах ниже 12px символы начинают «слипаться» и читаемость страдает. В веб-интерфейсах Яндекса самые мелкие надписи мы набираем открытой Верданой, лишенной этого недостатка.

Кроме веб-интерфейсов есть интерфейсы мобильные. Приложения Яндекса работают на разных платформах, а значит в части шрифта мы наследуем визуальный язык платформы:fbe6dd4b883d72063c73935bc38d3492.png На Андроиде нашим «голосом» оказывается довольно холодно-технологично-инженерный шрифт Roboto, в iOS — максимально нейтральный San Francisco, в Windows — характерный Segoe, к кириллице которого есть много вопросов. * * * А как звучат рекламные коммуникации Яндекса? Подборка Тараса снова показывает характерное:1640f14c507266cc9bdb0bac77d86f45.png Это Textbook New, он же гарнитура Букварная, впервые разработанная в СССР в 1958 году Еленой Царегородцевой в НПО «Полиграфмаш» для набора — действительно — букварей и школьных учебников. Добрый шрифт, знакомый каждому, чьё детство проходило на советском (и немножко постсоветском) пространстве. Свой, родной. Но несколько странный для современной высокотехнологичной компании в XXI веке. С этим набором шрифтов мы жили до текущего момента, однако давно ощущали его ограничения. Мы чувствовали, что нам:

  • недостаточно выразительных и технических возможностей Ариала и Текстбука;
  • хочется иметь свой голос в мире чужих платформ.

Всё это привело к размышлениям о том, каким должен быть шрифт Яндекса.

Каким должен быть шрифт Яндекса

Мы сформулировали требования к нашему шрифту:

1. Шрифт должен иметь своё лицо, отличаться от конкурентов

Конкуренты — это, в первую очередь, Roboto, San Francisco, Segoe — шрифты интерфейсов Google, Apple и Microsoft соответственно.

2. И в то же время быть спокойным, нейтральным, не слишком характерным

Расскажу про нейтральность чуть подробнее. Помимо упоминавшихся выше интерфейсных и коммуникационных текстов, основное применение шрифта в продуктах Яндекса — передавать информацию, новости, данные. Вот яркие примеры текстов из этой категории: Одной из важнейших наших ценностей всегда было отсутствие редакционной политики. Новости отбираются алгоритмами, без участия человека. Мы — зеркало интернета, мы отражаем то, что происходит, без добавления собственной оценки, позиции и какого бы то ни было искажения. С этой точки зрения очень важно, чтобы шрифт тоже не добавлял никаких дополнительных смыслов, был предельно нейтральным. Любопытно, что это требование в некотором смысле противоречит предыдущему. Нам предстояло найти баланс между максимальной выразительностью и максимальной нейтральностью.

3. Выражающим наши ценности

Нейтральность нейтральностью, но какое-то лицо у шрифта всё-таки должно быть. Если попытаться описать, какие эмоции могут быть заложены в шрифте, мы обычно формулируем примерно такой список:

  • открытый,
  • современный,
  • умный,
  • нейтральный,
  • локальный,
  • технологичный, но с человеческим лицом.

Мне особенно близок последний пункт. Хотя мы — современная высокотехнологичная компания, нашим продуктам всегда была свойственна теплота и человечность. Мы точно не бездушный робот-андроид.

4. Сделанным в первую очередь для кириллического набора

Как известно, большинство шрифтов сначала создаются для латиницы, и лишь позже им дорисовывают кириллическую версию. Иногда это получается сделать более удачно, иногда  — менее. Для нас сразу было очень важно, чтобы Яндекс говорил по-русски без акцента. Применительно к шрифту это означает, что кириллица должна создаваться одновременно с латиницей или даже раньше. Ну и конечно шрифт должен иметь все необходимые нам символы и буквы, использующиеся в странах, где мы работаем: России, Украине, Беларуси, Казахстане, Турции и др., знак рубля и т. д.

5. Очень хорошо читаемым, разборчивым и применимым во всех современных средах

Интерфейсы и коммуникации Яндекса встречаются в самых разных средах. Вот, например, некоторые среды, в которых типографика встречается у Яндекс.Такси (это далеко не полная подборка):

6. Совпадающим по основным метрикам и пропорциям с Ариалом

Это техническое требование, важное для веб-интерфейсов. При замене шрифта с Ариала на наш, верстка страницы не должна разъезжаться. Важно также, чтобы шрифт не проигрывал Ариалу по ёмкости (то есть количеству символов в строке средней ширины), чтобы информации в блоке текста заданного размера (например, в результатах поиска) помещалось не меньше.

7. Имеющим несколько степеней насыщенности

То есть толщины линий: Сейчас даже для веб-интерфейсов уже не хватает просто «жирного» и «нежирного», нужны градации. Можно было поискать готовый шрифт, который удовлетворял бы всем этим требованиям. Но тогда голос нашего бренда не был бы уникальным. А еще нам пришлось бы немало платить за лицензии, учитывая размер аудитории наших продуктов и спектр применения. Мы решили заказать свой собственный шрифт.

Команда

Нам был нужен шрифтовой дизайнер с опытом работы над большими системами начертаний. Он должен был быть русскоговорящим либо плотно сотрудничать с русскоговорящим дизайнером. Ира Волошина, которая начинала проект в Яндексе, обратилась к Илье Рудерману, который, в свою очередь, порекомендовал подключить Кристиана Шварца. В итоге нам очень повезло работать над шрифтом с Ильёй и Кристианом с его студией Commercial Type. * * * Кристиан Шварц в мире шрифтового дизайна  — настоящая суперзвезда мирового уровня. Он сотрудничал с Font Bureau (у них вообще звездный состав, включая, например, Мэтью Картера, автора шрифтов Verdana и Georgia), работал с Эриком Шпикерманном. Среди его работ — шрифты для американского Esquire, Deutsche Bahn и огромная система начертаний для британской газеты The Guardian, получившая международные награды. Кристиан удостоен премии лондонского Design Museum и был включен журналом Wallpaper в список «40 наиболее влиятельных дизайнеров до 40 лет». * * * Илья Рудерман —  один из самых известных российских дизайнеров шрифтов, преподаватель Британской высшей школы дизайна. Илья учился дизайну шрифтов в Королевской Академии Искусств в Гааге, а позже у него самого учились многие российские шрифтовые дизайнеры. Работал над системами начертаний для Афиши и многих других заказчиков. Что очень важно, Илья давно сотрудничает со Шварцем, вместе они сделали уже не один шрифт. * * * В команде с Кристианом и Ильёй в роли ведущего дизайнера работал Мигель Рейес, дизайнер нью-йоркского офиса Commercial Type, который как и Илья обучался дизайну шрифтов в Голландии. Хинтингом и сборкой шрифтов занимался Марк Рекорд. Нам очень повезло, что удалось собрать для проекта такую звездную команду. Со стороны Яндекса над шрифтом работало на разных этапах много замечательных людей. Проект начинала Ирина Волошина. Более чем активно участвовали Тарас Шаров, которого я уже упоминал в этом посте, Данил Ковчий и Сергей Фёдоров, Стас Поляков, Иван Семенов, Андрей Кармацкий, Миша Мильников, Рома Искандаров, Андрей Лось, Настя Ларкина, Сережа Томилов, Никита Бровиков, Дима Середа, Саша Володин и очень-очень многие другие. Бесконечное количество раз бесконечное количество дизайнеров присылали правки, замечания и пожелания. Мне бы очень хотелось поблагодарить всех, и я очень боюсь кого-то забыть, поэтому не буду перечислять каждого.

Как работали над шрифтом

Расскажу здесь очень-очень кратко и только об основных вехах работы. За два с половиной года было много всякого, а пост, кажется, и так уже получается чересчур длинным. Илья и Кристиан в ближайшее время собираются написать свои посты, в которых наверняка будет больше деталей про процесс. Изучив бриф и большое количество макетов наших интерфейсов и коммуникаций, дизайнеры предложили два направления с условными названиями Flat и Round. Flat — более контрастный и более острый, характерный: Round — более дружелюбный и мягкий: После примерки в макеты интерфейсов и коммуникаций, а также после сравнительных тестов безоговорочным победителем оказался Round. Шрифт, правда, всё равно выглядел довольно «колючим», поэтому в следующих версиях окончания штрихов смягчили:/800/1*XWqkkUy888GRSMI2NsgD_Q.png» alt=«image»/> С самого начала у нас было в работе две версии шрифта: Text и Display: Увидев слово Display, можно подумать, что эта версия предназначена для экранов, но это не так. В типографике Text используется для основного набора, мелких кеглей, а Display — для крупного, например, для заголовков. Можно увидеть, что буквы Display более характерные, вычурные. В курсиве мы перебрали большое количество вариаций отдельных знаков. Долго не могли выбрать форму букв г, д, е, и, й, т, ц, ч, ш, щ, f. В конце концов после бесчисленных проб остановились на таком варианте: Шрифт снова и снова тестировался, но все еще казался нам недостаточно мягким и добрым. Он, безусловно, выглядел современно, но ему не хватало теплоты и человечности, присущей, например, Букварной. Перепробовав большое количество вариаций пропорций и окончаний штрихов, мы получили более добрую версию, которая и была взята за основу: Параллельно всё время происходило бесконечное количество технической работы, подбора кернинговых пар, хинтинга, работы над несколькими начертаниями:

Что получилось в результате

Финальная (на сегодняшний день) версия шрифта Yandex Sans выглядит так:

Мне кажется, нам удалось решить главную задачу — сделать современный нейтральный шрифт, отличающийся от основных конкурентов и довольно точно передающий образ Яндекса и «голос» нашего бренда. А вот как выглядит примерка шрифта в естественной среде:<font>Yandex Sans в макете результатов поиска. Автор — Даня Ковчий</font><font>Концепт интерфейса Яндекс.Музыки с новым шрифтом. Автор — Даня Ковчий</font><font>Концепт главной страницы Яндекса с новым шрифтом. Автор — Даня Ковчий</font>
Прямо сейчас мы уже используем новый шрифт в интерфейсе нашего Лончера на Андроиде и на странице О компании: Теперь миссию Яндекса и историю компании можно прочитать нашим «голосом» — нашим новым шрифтом. А вот как выглядят примеры фраз из начала поста, набранные Yandex Sans:
Здесь тоже видно, что шрифту удается быть достаточно узнаваемым и самобытным, оставаясь одновременно нейтральным и не добавляя дополнительного смысла тексту, не искажая исходный материал.

Что дальше

Многие спрашивают, планируем ли мы выложить новый шрифт в открытый доступ. Сейчас мы этого не планируем. Yandex Sans — голос нашего бренда, такой же как логотип Яндекса. Поэтому и использоваться он будет только в наших продуктах и коммуникациях. Apple и Google раздают свои шрифты открыто для того, чтобы разработчики приложений под iOS и Android могли ими воспользоваться. У нас такой задачи прямо сейчас нет, поэтому и отдавать наружу шрифт не планируется. Впереди у нас самое интересное. Как известно, с запуском продукта работа над ним только начинается. Нам еще только предстоит по-настоящему тестировать Yandex Sans в продуктах. И если в коммуникациях он совсем скоро начнет появляться, то на главной странице Яндекса или в результатах поиска Yandex Sans точно не стоит ждать в ближайшее время. Впрочем, начало положено, и это, как мне кажется, самое главное.

Масштаб

Масштаб для всех страниц

Чтобы задать общий для всех страниц масштаб:

  1. Нажмите dDx6FfqrdWRJBdVZLQJ_z-RsVoc.png → Настройки.
  2. Откройте Сайты.
  3. В блоке Масштаб страниц выберите из списка нужный Масштаб страницы.

«,»hasTopCallout»:false,»hasBottomCallout»:false,»areas»:[{«shape»:»rect»,»alt»:»»,»coords»:[382,315,590,356],»isNumeric»:false}]}}»>dXzrOw0GCr90ad6i1eh4XaQwATA.pngМасштаб конкретной страницы

Чтобы изменить масштаб страницы:

  1. Нажмите значок dDx6FfqrdWRJBdVZLQJ_z-RsVoc.png.
  2. В открывшемся меню нажмите кнопку:

    HAJxKi8nDJ21LMAhlctHln9Gy70.png — уменьшить масштаб,

    9Z8phMs9OHAQH0BSo7vzPZsuyOc.png — увеличить масштаб,

    dbJDM5zUARMdt162ug3KgZnbTZ4.png — развернуть окно во весь экран.

Также вы можете изменять масштаб страниц с помощью горячих клавиш и жестов.

Данные об измененном масштабе сохраняются в Яндекс.Браузере. При повторном открытии страница будет отображаться в выбранном вами масштабе.

Чтобы удалить настройки масштаба для отдельных страниц:

  1. Нажмите dDx6FfqrdWRJBdVZLQJ_z-RsVoc.png → Настройки.
  2. Откройте Сайты.
  3. В блоке Масштаб страниц нажмите Настройки сайтов.
  4. Выделите нужные сайты.
  5. В нижней части экрана нажмите Удалить.

bN_rNPfUQuxed_7kP7TOughEu1k.png</dl>

Шрифт

Чтобы задать общий для всех страниц шрифт:

  1. Нажмите dDx6FfqrdWRJBdVZLQJ_z-RsVoc.png → Настройки.
  2. Откройте Сайты.
  3. В блоке Размер шрифта нажмите Настройки шрифтов.
  4. Определите, какие шрифты и какого размера необходимо использовать.

Нечеткий, бледный или ломаный шрифт

Отключите ClearType

Отключите сглаживание шрифтов ClearType в настройках Windows.

  1. Откройте в Windows Панель управления.
  2. Нажмите Система → Дополнительные параметры системы (в Windows 10 нажмите Система и безопасность).
  3. На вкладке Дополнительно в блоке Быстродействие нажмите Параметры.
  4. На вкладке Визуальные эффекты отключите опцию Сглаживание неровностей экранных шрифтов.

Отключите GDIPP

Если у вас установлена программа GDIPP, отключите ее на время и проверьте, как отображаются шрифты.

Отключите FXAA

Отключите глобальную функцию FXAA в настройках видеокарты:

  1. В области уведомлений Windows запустите программу управления видеокартой.
  2. Перейдите в блок управления трехмерной графикой.
  3. Отключите сглаживание FXAA.

Более конкретные рекомендации вы найдете в Руководстве по использованию вашей видеокарты.

Удалите шрифт Roboto

В браузерах на движке Chromium шрифты иногда становятся блеклыми. В этом случае может помочь удаление шрифта Roboto:

  1. Откройте в Windows Панель управления.
  2. Откройте Шрифты.
  3. Выберите шрифт Roboto и над списком шрифтов нажмите Удалить.

</dl>

Кодировка

Если текст на странице отображается неправильно, воспользуйтесь автоматическим переопределением кодировки или попробуйте изменить кодировку страницы вручную:

  1. Нажмите dDx6FfqrdWRJBdVZLQJ_z-RsVoc.png → Дополнительно → Дополнительные инструменты → Кодировка.
  2. Укажите предполагаемую кодировку страницы или выберите из списка пункт Автоматически.

Внимание. Для отображения текста на редких языках потребуется установить дополнительные шрифты на компьютер.

Используемые источники:

  • https://vc.ru/flood/15114-ya-font
  • https://habr.com/post/282534/
  • https://yandex.kz/support/browser/personalization/display-settings.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации